Кому доверить ремонт?
Рынок услуг по ремонту квартир специфичен. С одной стороны он насыщен предложениями сделать ремонт любого уровня – от простейшего до элитного. С другой - по-настоящему безупречных мастеров на этом рынке не так уж и много. Во всяком случае, то количество «косяков», о которых рассказывают на форумах заказчики, наводит на смутные подозрения: конечно, быть такого не может быть, а все-таки вдруг реклама врет? Условно можно поделить исполнителей ремонта на три группы: строительные фирмы, самостоятельные бригады, мастера-одиночки. С одиночками все более или менее понятно. Если мастер хороший, его передают с рук на руки, он работает по рекомендации. Есть узкие специалисты (электрики, сантехники, плиточники и т.д.), а есть мастера на все руки, способные в одиночку отделать квартиру от и до. Качество своей работы они стараются не снижать, иначе пятно на репутации и возможно, не полученный заказ.
Кого выбрать – бригаду или строительную фирму?
Любопытно почитать рекламные тексты на сайтах строительных фирм и отдельных бригад. Первые всячески рекламируют свой серьезный подход к делу, сервис по отношению к клиенту, расхваливают своих мастеров («да у нас тут коллектив, проверенные люди, оборудование и т.п.») и, походя, пинают разных там шабашников. Дескать, решите сэкономить, сами не обрадуетесь: сделают плохо, да еще и с деньгами нагреют. Разумеется, на эти выпады есть не менее достойный ответ. На страничках отдельных бригад напротив можно прочесть, что в строительных фирмах работают только те, кто еще не набрался опыта в ремонте, что там завышенные цены из-за необходимости содержать штат управленцев и т.п. Основной лозунг: все нормальные мастера, набравшись опыта, уходят в самостоятельное плавание и зарабатывают деньги, не делясь со всякими там бухгалтерами-начальниками. А договор, мол, мы тоже заключаем и качество гарантируем. Вот так они пикируются между собой, оставляя заказчика в недоумении, так кого все-таки выбрать?
Обычные рекламные трюки, которыми нас покупают
Как это ни странно, но обвинения, предъявляемые в адрес строительных фирм, нередко обоснованы. Не станем обвинять всех, будем говорить, скажем так, про некоторые.
Вот, например, такой расхожий штамп, как «сплоченная команда профессионалов, которые уже 15-20 лет вместе делают отличные ремонты». На деле, как говорят люди, посвященные в тайны строительного бизнеса, как правило, это блеф. Потому что большинство строительных фирм не имеют рабочих в штате. Они действуют по принципу: сегодня получил заказ – завтра нанял рабочих. Если фирма солидная, то при ней кормятся ряд проверенных бригад и отдельных мастеров, которые делают ремонт с нормальным качеством. Если фирма средней руки, то рабочих набирают, какие найдутся. Особенно это актуально в сезон, когда квалифицированных рабочих рук не хватает.
Вот вам и почва для второго обмана. Знакомые порекомендовали вам фирму, которая делала им ремонт. Вы туда обратились, а там эта бригада уже не работает. Или работает, но сейчас занята на другом объекте. Вас начинают убеждать, что все бригады у них в фирме одинаково хороши, но это слова. А как будет на самом деле – повезет вам с рабочими или нет – бабушка надвое сказала.
Иногда практикуют еще один вид обмана. Вас привозят на объект, где у этой фирмы работает бригада, делающая вполне качественный ремонт, вас все устраивает. Заключаете договор, а делать ремонт к вам приезжают совсем другие люди, которые опять же якобы не хуже тех, которые вам понравились.
Бывает и еще круче. Вас привозят на объект, который делает вообще другая фирма (просто дали денег бригадиру, он пустил, показал). Вам все нравится. Заключаете договор – дальше лотерея. Повезет с рабочими или нет.
Мы это так подробно описываем не для того, чтобы огульно очернить все фирмы, работающие на этом рынке. Просто в данной сфере хватает тех, кто пользуется доверчивостью заказчиков. А в результате страдает репутация всего сообщества строителей в целом.
Существуют фирмы, которые являются просто посредниками. Вы клюете на их рекламу, звоните им, заключаете договор, вносите аванс, они вам подгоняют бригаду рабочих и на этом все заканчивается. Если в ходе ремонта будут проблемы с качеством, посредник их даже решать не будет, так для вида обозначит активность. А все переговоры вам придется вести непосредственно с бригадиром – главным в команде, ремонтирующей вашу квартиру.
Отсюда и еще один вид обмана. Когда человек заходит на сайт фирмы, занимающейся ремонтом, он обычно может посмотреть портфолио, где выставлены фотографии с прежних объектов. На картинках выполненные ремонты выглядят замечательно. Но беда в том, что есть конторы, которые без зазрения совести используют чужие фотографии (как российских интерьеров, так и зарубежных, купленные в фотобанках или просто тупо скачанные в Интернете). Бывают случаи, когда их уличают в подлоге. Обычный ответ: «А мы можем делать не хуже!». Можете, так сделайте, сфотографируйте и выложите на свой сайт честные фотографии, а не обманывайте заказчиков…
Встречается и откровенное «кидалово». Когда вы звоните по объявлению о недорогом ремонте, к вам приезжает обаятельный мужчина, который внимательно осматривает вашу квартиру, делает замеры, прикидывает смету и называет вам цену реально ниже рыночной. Тут все строится на личном обаянии мошенника. Далее вы заключаете с ним договор и отдаете аванс, что и требовалось доказать. Больше вы этого человека никогда не видите. Обычно так работают гастролеры, которые не задерживаются в одном городе надолго.
Добавим к этому, что имеете вы дело с мошенниками или нет, но выбирать подрядчика по принципу самых низких расценок неправильно. Лучше останавливать свой выбор на «золотой середине».
По каким признакам вычислить нормальных рабочих
Мы уже говорили о том, что лучшим вариантом поиска хорошего мастера является рекомендация родных и знакомых. Побывали у них – оценили качество сделанного – подрядили человека, бригаду, компанию или фирму. Но это не всегда возможно. Тогда можно пойти другим путем. Пройтись по новостройкам, где уже идут отделочные работы (обычно в новом доме это явление массовое). Пройтись по квартирам, познакомиться с бригадирами, посмотреть, как работают бригады на конкретных объектах. А дальше, если вас устроит качество, договариваетесь с бригадиром напрямую и ждете, когда они смогут заняться вашей квартирой.
Понятно, что вы не профессиональный строитель, и не сможете отличить безупречное качество от просто хорошего. Но если все делается тяп-ляп, то это заметно. Кроме того, существует ряд признаков, по которым можно оценить отношение конкретных рабочих к своему делу.
На что следует обратить внимание
Побывав на квартире и увидев работу фирмы или бригады в деле, оцените следующие моменты:
1. Поддерживается ли порядок на объекте. Не должно быть груд мусора. Входные двери (если их не будут менять) и батареи должны быть хорошо укрыты. Окна не должны быть заляпаны штукатуркой. Подлежащая установке сантехника, мебель, паркет, обои и прочие отделочные материалы также должны быть хорошо укрыты и храниться в отдельном чистом месте. Гофры (трубки, в которых укрыта электропроводка), перед заливанием стяжки (в которой они будут укрыты) должны содержаться в порядке, чтобы случайно не повредить проводку, иначе потом устранять неисправность будет очень сложно и накладно.
2. Ремонт должен выполняться только хорошими инструментами и содержаться они должны в порядке. На начальных работах обратите внимание на правила (это железные плоские рейки шириной 10-12 см, с помощью которых проверяют качество выравнивания стен). Проверьте, есть ли длинные правила (2,5-3м) и в каком они состоянии. Они быстро изнашиваются и должны покупаться новые на каждый ремонт.
3. Если идет шпаклевка, шпаклевщики должны профессионально орудовать максимально широкими шпателями (конечно, если речь не идет о необходимости замазывать мелкие трещины). Чем шире шпатели (скажем, 50-70 см), тем более опытен мастер.
4. При укладке плитки у плиточника должен быть в распоряжении большой станок на ножках для того, чтобы резать плитку под углом 45 градусов (для заделки углов). Если используется только ручной плиткорез или маленький станочек, это говорит о небрежном отношении к делу. Тем более, если вход идут пластиковые уголки для плитки. Еще хорошему плиточнику нужны несколько личных уровней и желательно лазерный уровень, чтобы размерять укладку плитки. Если у него эти инструменты есть - это хороший признак.
5. Вообще такой инструмент, как уровень может о многом сказать. Уровней у рабочих должно быть много и разного размера. Недопустимо, чтобы они лежали, где попало, чтобы их роняли (в этом случае показания уровней становятся неправильными)… Уровни должны быть дорогие (по 1500 – 3000 рублей минимум каждый) и к ним должны очень бережно относиться. Если же рабочие относятся к уровням небрежно, если уровни старые, грязные, заляпанные цементом – это показатель низкого профессионализма.
6. Сантехника тоже показатель. Нужно, чтобы сантехнический шкаф выглядел аккуратно. Все трубы к коллекторам должны подходить компактно и вертикально. Подводка должна быть в полном порядке – не спутана.
7. Очень важный показатель – туалет. Если рабочие, пусть даже в самом конце ремонта, пользуются хозяйской сантехникой, - это признак неуважения к клиенту. В идеале, на объекте до самых последних дней должен стоять временный унитаз, который меняют только перед сдачей квартиры. Из этой же серии, если вы увидите, что рабочие в новой раковине свои кисточки моют или, не дай Бог, сливают в канализацию остатки строительной смеси или шпаклевки (это просто недопустимо – трубы будут забиты, и жить в квартире будет невозможно).
Если обратить внимание на все вышеперечисленное, вы сможете отсеять самых нерадивых строителей.